Становление горного дела и открытие первых угольных бассейнов в России (XVII в. - XX в.)


Открытие и освоение первых угольных бассейнов

«История открытий, изобретений, история техники — вот собственно, история культуры»
М.Горький

Шахтинск, ШАХТА ИМЕНИ ЛЕНИНА В российской историографии первое упоминание о пользе ископаемого угля содержится в именном Указе Петра I от декабря 1722 г. «О приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд». Каменный уголь велено искать с целью сохранения лесных богатств. Русский историк Н.И.Костомаров пишет, что «...стремясь обеспечить растущую промышленность необходимым количеством топлива и сохранить строительный лес, под пристальным надзором Петра I были организованы первые разведки и поиски ископаемого угля."

По донесению подьячего Г.Капустина Петр I велел отправить людей на Дон в казачьи городки, в Синие Горы и Белогорье для раскопки каменного угля на трехсаженной глубине и более. Указом от 11 сентября 1723 г. приказано делать разведки каменного угля по Днепру и его притокам. В том же году дана десятилетняя привилегия некоему Фонармусу на добывание торфа с воспрещением другим лицам добывать его и продавать.

Надо отметить, что переход к углю у нас произошел довольно поздно (по сравнению с Европой) по одной простой причине: «...в районах тогдашней металлургии ...заводы были обеспечены лесами на несколько поколений. А юг России за отсутствием населения и заводов не нуждался еще в топливе... И только бедность в дровах на юге России понуждала жителей этого края извлекать небольшими количествами каменный уголь и антрацит».

Горный инженер И.О.Бригонцов, составивший в 1795 г. рукописный труд под названием «В общественную пользу внутренней государственной экономики. Руководство к познанию, разрабатыванию и употреблению каменного угля с показанием и исследованием тех мест России, где оный преимущественно находится и необходимо нужен к замене и вознаграждению в лесе», в котором был обобщен малоизвестный опыт разработки угольных пластов, отметил, что уголь « по всей справедливости может относиться к числу первых средств, способствующих благополучию человеческой жизни» и «... между сокровищами земных недр можно по всей справедливости дать каменному углю первое место».

История открытия и освоения угольных месторождений России подробно изложена в многочисленных литературных источниках, на основе которых составлена хронограмма открытия и промышленного освоения основных угольных бассейнов России (рис.2.2).

С момента официального открытия первых угольных бассейнов, даты которых зафиксированы в исторических хрониках, примерно до середины XIX в. добыча угля в России производилась в небольших объемах только в Донецком и Домбровском бассейнах (Царство Польское). В Донецком бассейне до 1855 г. было добыто всего около 70 тыс. т каменного угля и антрацита, который использовался в кузнечных мастерских, кустарном промысле и для бытовых нужд.

Кустарные разработки угля производились также на Урале, в Сибири, но количество добываемого в этих регионах угля было незна-чительным и нигде не учитывалось.

Временной разрыв между открытиями этих бассейнов (месторождений) и началом их промышленного освоения составил в среднем 125 лет. Недоразвитой экономике крепостной системы XVIII в. - середины XIX в. пока не требовался ископаемый уголь. Металлургическое производство, в основном сосредоточенное на Урале, вполне обеспечивалось древесным углем. В этот период геологи и горняки, в основном, занимались только изучением размеров угленосных площадей, подготавливали геогностические карты, производили пробные попытки разработки месторождений. Оценить, даже приблизительно, количество УГОЛЬНЫХ запасов тогда не предоставлялось возможным.

Кроме экономической невостребованности в ископаемом твердом топливе, освоение угольных бассейнов, несомненно, задерживалось в связи с неравномерным освоением территории России. Уровень промышленного развития характеризует плотность населения по Различным регионам. Так, в источнике приводится ссылка на одну из работ, в которой были представлены данные о плотности населения в различных губерниях и областях Российской империи в начале XIX в. (тогда употребляли выражение «густота населения»). Тогда самая высокая густота населения» (количество душ на кв. милю) была в Центральной части России (от 2000 до 2500 чел.); средняя (от 1000 до 1500 чел) - в некоторых губерниях Малороссии и Казанской губернии.

В районах расположения открытых к этому времени угольных бассейнов значения показателей плотности населения были несравненно ниже. Так, на территории нынешнего украинского Донбасса плотность населения составляла не более 10 чел.; на землях Войска Донского (Восточный Донбасс) - 70-100 чел.; Пермской губернии (Кизеловский бассейн) — 150 чел.; в Томской губернии (Кузнецкий бассейн) — 9 чел.; Иркутской губернии (Восточная Сибирь и Дальний Восток) — 4 человека.

Во второй половине XIX в. были открыты первые угольные месторождения в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их промышленное освоение происходило уже значительно быстрее, что было связано с продвижением промышленности в восточные районы Империи и строительством Транссибирской железнодорожной магистрали.

В XX в. геологическое изучение и промышленное освоение угольных месторождений происходило значительно интенсивнее, чему споcобствовали высокие темпы индустриализации советской экономики и практически бесплатные трудовые ресурсы. Показательным примером является история промышленного освоения Печорского угольного бассейна в 30 -40-е годы XX века.

Ниже кратко приведены основные исторические сведения об открытии и освоении первых угольных бассейнов (месторождений), к которым мы относим Донецкий и Подмосковный бассейны, месторождения Урала, Кузнецкий бассейн, а также некоторые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Рис.2.2

В 60-80-х годах XIX века в Донбассе были построены Грушевско-Донская железная дорога, железнодорожная ветка Грушевка — Екатеринослав, Константиновская железная дорога, отдельные ветки Донецкой железной дороги и др. Все это работало на пользу будущему угольной промышленности. Вместе с тем, железные дороги строились без какой-либо программы, в основном, на частные средства. Несогласованность действий частных владельцев дорог, установление собственных, постоянно меняющихся транспортных тарифов и др., препятствовали развитию тяжелой промышленности.

На росте объемов угледобычи ощутимо сказывалась конкуренция импортного угля, в основном из Англии, который называли ещё «кардиффским» углем. «Кардиффский» уголь был дороже: в городах по 30 коп. серебром, а в портовых городах — по 15 коп. за один пуд. Как только на рынке появился донской антрацит — писал современник, «.. .для подорвания сей промышленности, слабой средствами и капиталами, англичане уменьшили цену своего угля до половины». В 1857 г. донской антрацит при шахтах продавался по 7,5 коп. за пуд, однако транспортировка его оказывалась слишком дорогой, чтобы он мог конкурировать с тем же английским углем.

Известны данные, что за период 1866-1870 гг. в Россию было привезено из-за границы 4021 т. угля и кокса, а в период 1886-1890 гг. ввоз достиг 8985 тонн.

Во второй половине XIX века в Донбасс устремляются российские и иностранные предприниматели. В 1866 г. князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местного сырья. В 1869 г. за крупное по тем временам вознаграждение — 24 тыс. фунтов стерлингов, князь уступает свои права выходцу из Великобритании Д.Юзу. Так Д.Юз вошел в историю индустриального развития Донбасса. Заключив с кабинетом министров «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии», утвержденный российским императором 18 апреля 1869 г., Д.Юз начинает скупать земли в Екатеринославской губернии и строить металлургический завод и рабочий поселок Юзовка, положивший начало г.Донецку (Украина).

Российское правительство безвозмездно уступает Д.Юзу казенные земли с богатыми запасами каменного угля в близости Харьковско-Азовской железной дороги, дает чрезвычайно выгодную ссуду в 500 тыс. руб. на постройку рельсового пути, чтобы соединить завод с общей сетью железных дорог. Д.Юзу предоставляется право беспошлинного ввоза из-за границы оборудования для завода, каменного угля и, в добавок к этому, предусматривается выплата премий за изготовленные рельсы в течение десяти лет на общую сумму в 1,5 млн. рублей.

Рис.2.2 Современник событий горный инженер Фелькнер писал: «...Более щедрых гарантий придумать трудно. После столь щедрых льгот, дарованных Юзу, едва ли кто-нибудь решится на Юге России затратить свой капитал на железное дело, ибо будет находиться в невыгодном положении сравнительно с великобританским счастливцем».

Д.И.Менделеев, совершивший в 1888 г. поездку в Донецкий регион для изучения природных минералов, писал о Юзовке: «Пустыня ожила, результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом». С Д.Юза началось активное проникновение иностранного капитала в развитие Донецкого бассейна, который завладел бассейном практически полностью к окончанию XIX века.

Русский писатель А.И.Куприн в своих документальных очерках об угольных шахтах в Донецком бассейне, некоторые из которых он посетил в 1900 г., описывает, в первую очередь, тяжёлую и бесшабашную жизнь углекопов. Также он упоминает владельцев и управляющих шахт, называя их «жирными бельгийскими буржуями, которые за десять лет так и не выучили русского языка».

В 1906 г. крупные предприятия Донецкого бассейна объединились в синдикат, известный под названием «Акционерное общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна («Продуголь»). В синдикате объединились фирмы разных типов: каменноугольные, смешанные и вертикально комбинированные. Эти типы предприятий явно отличались друг от друга по многим важнейшим параметрам; их потребность в объединении, их роль в структуре объединения, наконец, экономические результаты их объединения были различными. Различным был и вклад разных типов фирм в развитие угледобывающей промышленности. Деятельность синдиката «Продуголь» прекратилась в связи с национализацией угольной промышленности в 1918 году.

Hosted by uCoz