Угольная промышленность России в конце XX в. (1992-2000 гг.)


Состояние угольной промышленности России после распада Советского Союза

Этот период функционирования и эволюции угольной промышленности России совпал по времени с преодолением последствий распада Советского Союза на независимые государства и с переходом Российской Федерации в социально-экономическом развитии от плановой к рыночной экономике.

С распадом Советского Союза и созданием СНГ (Союза Независимых Государств) нарушились производственные, экономические и научно-технические связи между предприятиями бывших союзных республик. Это привело к экономическому кризису во всех созданных независимых государствах, что повлекло за собой значительное снижение добычи угля во всех углепромышленных регионах бывшего Советского Союза.

Одновременно происходило значительное снижение технического уровня производственного потенциала отрасли из-за практически полной приостановки строительства новых и резкого сокращения объемов реконструкции действующих угледобывающих предприятий, а также вследствие замедления их технического переоснащения.

Особенно болезненным был разрыв производственных связей угледобывающих предприятий России с заводами горного машиностроения, большинство которых располагалось в Украине, Казахстане и Белоруссии. Эти заводы имели специализированный характер и были предназначены для обеспечения новой техникой всех угольных предприятий СССР.

К 1992 г. более половины шахт России имели фактический срок службы свыше 40 лет и лишь 16 — были относительно новыми. Около 2/3 шахт были опасны по газу и угольной пыли, каждая вторая — по самовозгоранию угля. Только на 15% шахт технико-экономические показатели работы были сопоставимы с передовыми зарубежными угледобывающими предприятиями.

Развитие открытого способа добычи угля сдерживалось разнообразием применяемых систем и технологических схем горного производства, низкими параметрами горного и транспортного оборудования. На разрезах насчитывалось 1500 одноковшовых экскаваторов и только 50 — роторных.

В результате запущенности всего горного хозяйства отрасли, старения шахтного фонда, падения трудовой и технологической дисциплины, и высокой аварийности стала резко снижаться производительность труда на угольных предприятиях. В начале 1993 г. на шахтах она соответствовала уровню 1954 г., на разрезах — 1956 года.

Вследствие принятых в 1989-1991 гг., в условиях мощного забастовочного движения шахтеров, экономически неоправданных, популистских правительственных решений значительно увеличилась продолжительность отпусков шахтеров, которая в 1,7 -2,5 раза стала выше, чем в основных угледобывающих странах мира. Ежемесячное количество выходов рабочего в угольной промышленности России стало на 20% меньше, чем за рубежом.

Проблемы предприятий угольной отрасли усугублялись крайне несовершенным в техническом отношении состоянием объектов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. Большинство из этих объектов нуждалось в срочном ремонте и реконструкции.

Таким образом, в угольной отрасли резко обострились производственные, технические, экологические и социально-экономические проблемы, она оказалась в тисках системного социально-экономического и организационно-управленческого кризиса.

Дальнейшее функционирование отрасли требовало постоянно возрастающих государственных дотаций, что при бюджетном дефиците тех лет было нереальным; бюджетное финансирование отрасли противоречило идеям рыночной экономики.

В целях вывода угольной отрасли из системного кризиса, её адаптации к рыночной конкуренции с другими топливными ресурсами, было признано необходимым начать глубокие структурные отраслевые и межотраслевые преобразования, т.е. осуществить реструктуризацию отрасли.

При разработке программных мероприятий реструктуризации угольной отрасли России был изучен опыт структурной перестройки угольных отраслей в зарубежных странах, где эта перестройка началась примерно на 40 лет раньше, чем в России.

Процесс реструктуризации угольной отрасли, включающий технические, технологические, организационные, социальные и экономические преобразования в разных странах, имел различные побудительные мотивы и преследовал разные цели.

Страны Западной Европы (Бельгия, Франция, Великобритания и др.), начавшие процесс реструктуризации угольной промышленности раньше, главной целью реструктуризации определили: снижение собственных объемов добычи угля в соответствии с имеющимися геологическими и разведанными запасами, техническими возможностями и рыночным спросом; повышение импорта угля и других энергоносителей в экономически выгодном для них ценовом поле.

Напротив, такие страны как США, КНР, ЮАР, Австралия и Индия, имеющие богатые запасы угля, добыча которого по природным факторам требует меньших затрат по сравнению со среднемировыми, основные усилия реструктуризации своей угольной промышленности сосредоточили на повышении темпов научно-технического прогресса и наращивании объемов добычи угля.

Страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия и др.), которые начали структурную перестройку своих угольных отраслей в переходный от плановой к рыночной экономике период, использовали новые способы повышения эффективности угольной промышленности своих стран. Главными направлениями реструктуризации угольной промышленности эти страны избрали ликвидацию убыточных предприятий и повышение конкурентоспособности угля по сравнению с другими энергоносителями (отечественными и, главным образом, импортными) на основе применения современных достижений науки и техники.

Угольные предприятия России, расположенные крайне неравномерно по гигантской территории страны, имели большое разнообразие по горно-геологическим условиям. Технико-технологическое состояние шахт и разрезов было кризисным. В стратегии своей структурной перестройки Россия должна была учесть собственный опыт развития, многообразный опыт реструктуризации угольной промышленности в Западной, Центральной и Восточной Европе, а также в Китае, США и других странах.

Основная задача реструктуризации угольной промышленности формулировалась следующим образом: обеспечить переход отрасли от убыточной и неконкурентоспособной к отрасли, состоящей из конкурентноспособных и обеспечивающих саморазвитие в длительной перспективе угольных компаний, конкурирующих друг с другом и функционирующих без бюджетных дотаций.

Это должно было произойти после закрытия нерентабельно работавших шахт и разрезов. При этом предполагалось, что экономика угледобывающих регионов после значительных структурных преобразований в угольном секторе будет также перестраиваться, диверсифицировать свою структуру. Государство берет на себя необходимые обязательства по поддержке выполнения основных социальных функций в отношении высвобождаемых работников и диверсификации структуры региональной экономики. Объем этой поддержки должен был обеспечить минимальный в тех условиях уровень безработицы в угольных регионах и отсутствие острых социальных конфликтов.

В качестве основополагающих принципов реструктуризации угольной отрасли России были приняты следующие: - Россия должна оставаться в числе ведущих угледобывающих стран мира;
- значение гигантских угольных ресурсов России (более 5 трлн. т) в топливно-энергетических балансах нашей страны, стран ближнего и, вероятно, дальнего зарубежья должно повышаться по мере истощения мировых запасов нефти и газа, геологические ресурсы которых значительно меньше угольных;
- объемы добычи угля, в целом по стране и по ее угледобывающим регионам, должны определяться уровнем рыночного спроса и тенденциями его изменения на внутреннем и мировом рынках энергоносителей;
- повышение конкурентоспособности угля должно обеспечиваться, главным образом, посредством снижения производственных затрат на его добычу и обогащение, а также вовлечения в разработку наиболее благоприятных угольных месторождений и применения новых технологий.

Реструктуризацию угольной отрасли России было намечено осуществить в короткий по историческим меркам период. Реструктуризация отрасли фактически началась в 1992 году. Но планомерное реформирование отрасли начало осуществляться в 1994 - 1995 гг. в соответствии с разработанными Минтопэнерго РФ и Минэкономразвития РФ «Концепцией реструктуризации российской угольной промышленности» и «Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России», утвержденными Правительством РФ.

Hosted by uCoz